О религии

Мир постоянно меняется, развивается, то что было верным вчера, сегодня уже выглядит нелепо, а завтра снова будет в тренде, но уже слегка по другому. Например любая религия переживает свое рождение, развитие, расцвет, угасание и более или менее выраженный конец, окончательный или не совсем. Это произошло с ведизмом, солнцепоклонством, индуизмом, шаманизмом, коммунизмом, и многими другими «измами». Это происходит в настоящий момент с христианством, буддизмом и исламом, только ислам в отличие от других религий находится на стадии подъема и развития, христианство переживает упадок, но может возродиться при определенных условиях, а буддизм по прежнему был и остается популярной религией в Индокитае и  Восточно-Азиатском регионе, хотя изменения коснуться конечно и его. Для того чтобы говорить о новых веяниях в эзотерике, оккультизме и религии, кратко рассмотрим основные религиозные течения в историческом контексте и прикинем перспективы их развития:

Начнем с шаманизма, все знают традиционных наших сибирских шаманов, визуально мы их себе хорошо представляем  по их атрибутике: шаманская хламида с подвязками, перьями, вышивкой, обвешанная амулетами и самое главное — бубен с колотушкой :). К шаманизму можно отнести колдовские традиции финно-угорских народов, наших сибирских и северных народностей,  африканских племен(традиции Вуду), традиции индейцев Южной и Северной Америк и вообще все традиционные верования малых племен и народностей сохранивших до настоящего времени первобытный уклад жизни. Шаманизм в отличие от других религий — стихийно возникающая религия, то есть в более-менее объединенной группе людей проживающих вместе на какой либо территории, обязательно появляется человек берущий на себя обязанности посредника с потусторонним — с духами природы, с предками, со стихиями и т.д. ибо не каждый может это делать сам, в силу отсутствия способностей или желания. То есть должность шамана(жреца, священника, ученого) такая же обязательная для социума как и должность вождя(командира, царя, хана, императора). В силу отсутствия общего командного центра, шаманизм никогда не был массовой религией, как только в обществе появляется какая то более продвинутая в организационном плане религия — шаманизм уходит на вторые планы, либо вовсе исчезает. Но, в силу общего кризиса религий в современном обществе, интерес к шаманизму возрождается и на этой волне возрождаются и другие традиционные обычаи и верования, появляются новые шаманы, ищущие, исследующие, экспериментирующие, возрождающие практики и ритуалы шаманизма.

По Ведизму сейчас тоже много информации, я для себя сделал вывод, что на определенном этапе развития человечества Веды были основополагающей религией во всем мире и включали в себя, кроме собственно религиозных представлений, научные знания о строении Мира, Вселенной, Человека, то есть знания по физике, химии, истории, биологии и других наук, а так же  определяли социальное строение общества. По сохранившимся следам древней цивилизации, таким как мегалитические сооружения, археологические находки предметов быта того времени, украшений, а так же из сохранившихся письменных источников можно сделать вывод, что научно-технические знания той эпохи превосходили сегодняшние. Кто то возможно скажет, что все это антинаучная чушь, но доказательства существования в древности высокоразвитой цивилизации на мой взгляд вполне убедительные. Кто интересуется — поищите информацию в интернете, там ее полно. Но пришло время и на место Вед пришли другие, более специализированные религии, общественные институты и науки. Хотя по участившимся публикациям по Ведам, можно сделать вывод, что носители ведических знаний были во все времена и успешно сохранили знания и традиции до наших времен.

По индуизму лучше приведу цитату из Википедии: «Индуи́зм — одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты. Историческое название индуизма на санскрите — сана́тана-дха́рма (санскр. सनातन धर्मsanātana dharma), что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».» То есть индуизм хотя и третья по численности религия, но не имеет общего центра, и широкого влияния в мире не имеет. Индуизм сохранил религиозно-философские традиции древних верований, в том числе и Ведические, но утратил научно-практическую часть. По крайней мере высокотехнологичные войны описанные в эпосах «Махабхарата» и «Рамаяна» индусы вести сейчас не в состоянии. Современное оружие, по способности уничтожать, конечно уже приближается к описанному «Оружию богов», а в чем  то может и превосходит, но разработано и произведено не в Индии, а в других более развитых на настоящий момент странах. В плане развития и процветания в современном мире у индуизма на мой взгляд перспективы не очень хорошие, поскольку отсутствует центральное управление, а простых индусов такие вопросы не заботят.

Буддизм стал одной из мировых религий благодаря своим простым и понятным для всех основам, а так же благодаря личности основателя — Гаутама Будды. Это учение срединного пути, избегания крайностей, избегания желаний, как источника  страданий. Высшей целью к которой должен стремиться верующий является достижение состояния нирваны и пробуждения от всех иллюзий. За счет сбалансированности основ учения, за счет его непротиворечивости и даже, в какой то мере научному подходу в его основе, буддизм обладает широчайшими возможностями, в плане дальнейшего развития и процветания в современном обществе. Единственным, но очень большим недостатком учения, считаю чересчур пассивную позицию, которая в Буддизме отводится для верующего, что для современного мира не является приемлемым. Но на это буддисты отвечают, что не надо пытаться спасти весь мир, спасись сам, а вокруг тебя спасутся тысячи. Возможно и так, но не видно пока тысяч спасенных.

Постепенно мы добрались до группы религий называемых авраамическими, поскольку исходят из одного корня, это иудаизм, христианство, и ислам. Это религии обладающие, так сказать более активной жизненной позицией, по сравнению с буддизмом, и другими. Благодаря им отдельные разрозненные народы и нации объединились в большие государства, что позволило более эффективно развивать науки, промышленность, искусства и все что мы считаем атрибутами современного общества: доступный каждому для путешествий мир,  современный транспорт и мобильная связь, информационные технологии, глобальная сеть Интернет, космические технологии. Есть конечно и очевидные недостатки этих религий — каждая из объявляет единственно верной лишь себя, а все другие религии и верования — ересь и богохульство. Более того, верующие одной и той же религии, но разных течений, отличающиеся друг от друга лишь толкованием каких либо книг, или даже отдельных строк из книг, считают друг друга еретиками, то есть неправильно толкующими учение, и следовательно подлежащих уничтожению. Таким образом развязывались целые религиозные войны, например в христианской Европе в средние века, да и сейчас религиозные противоречия доходят до вооруженных конфликтов между верующими, например между шиитами и суннитами в исламе. С этой точки зрения иудаизм является менее воинственной идеологией, но у него есть более эффективные инструменты влияния и распространения: банковское дело, стратегический захват управленческих и экономических ресурсов, психологическая настройка верующих на Божественной избранности еврейского народа. Но человечество по накопленным научным, философским, эзотерическим знаниям перерастает уже и эти религии. Благодаря научно — техническому прогрессу большинству людей явно видны недостатки и ограниченность существующих религий. Давайте перечислим эти недостатки: вместо объединяющего людей фактора, религии стали фактором разъединяющим; из-за своей догматичности и консерватизма такие религии как христианство и ислам не могут меняться (реформироваться) для большего соответствия современному научному мировоззрению, хотя мусульманам с этой точки зрения легче — в исламе не акцентируют внимание на устройстве и  возникновении Вселенной и окружающей реальности и следовательно меньше видны противоречия с научным мировоззрением; существовавшее в христианстве течение гностиков, исследовавшее основы христианства с  научных позиций, и добившиеся интересных открытий, было уничтожено верхушкой католической церкви, как угроза их власти. То есть христианство, как и другие подобные религии, выродилось в основе своей в чисто социально-политический институт, борющийся за свою власть и влияние.

Так кому же и в кого же верить? На самом деле человечеством накоплен объем знаний позволяющий найти ответ и на этот вопрос. Исторические сведения, труды философов, изучение книг и святых писаний одобренных церковью и книг и апокрифов заклейменных как ересь, откровения пророков, озарения ученых,   дают нам много материала для исследования. И получается, что современному человеку больше нравится знать, несмотря на пропаганду «непознаваемости путей Его». Слепая вера всегда была инструментом манипуляции над массами. Гораздо лучше на мой взгляд вера осознанная, как результат размышлений исследований и опыта. Как например такой факт, что такие корифеи науки как Ньютон и Эйнштейн были глубоко верующими людьми и их вера родилась в результате научного познания Вселенной. Не будем перечислять всех верующих ученых, нам важен факт того что к вере можно прийти и через науку. Тем более что ранее наука и религия были единым инструментом познания.

Каким же образом наука поможет нам приблизиться к Богу?